?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
«Свадьба в Обломовке»: репортаж из закулисья
ul_seg
Недавно в Ульяновске завершился один из самых зрелищных и необычных фольклорных фестивалей России - «Свадьба в Обломовке». Уникальность этого конкурса в том, что он направлен на сохранение и сценическое воплощение не фольклора вообще, а конкретного «фрагмента» народной традиции - аутентичного свадебного обряда.

В 2016 году на IV свадебный фестиваль-конкурс в наш город приехали коллективы из десяти регионов страны - Архангельской и Самарской областей, республик Чувашии и Татарстана, Ставропольского края и других. В этот раз мы решили посмотреть на «Свадьбу в Обломовке», так сказать, изнутри, точнее - со сцены и из-за кулис. Это оказалось возможным благодаря помощи и радушию местных участников конкурса - народного коллектива ЦНК, фольклорного ансамбля «Веретено».

Грудь - колесом!
- Ну что: вот красная рубаха и сапоги. Надевай - будешь моим помощником! - приглашает нашего корреспондента участник «Веретена» Александр Емельянов. Сам он играет роль главного действующего лица - заводилы и весельчака - свадебного дружки.
- Тут ничего сложного: нам надо невесту выкупить. Девушки будут меня да жениха сначала корить, а затем - величать. А ты - грудь колесом да знай - дружке помогай! Говорить и петь тебе не придется, главное - реагируй на происходящее жестами, - наставляет меня Александр за 20 минут до выхода перед очи компетентного жюри.

Фольклорный ансамбль Веретено.JPG
Ульяновский ансамбль «Веретено» - в полном составе

Мы успеваем за это время пообщаться с руководителем ансамбля - лауреатом международных конкурсов и премии «Браво, маэстро!» Ириной Чесновой.

- В основном, мы исполняем песни, записанные на территории Ульяновской области. На конкурсе собираемся воспроизвести небольшой свадебный эпизод, связанный с выкупом невесты. Естественно, представленная сценка - лишь реконструкция того, как все это могло происходить на самом деле, - комментирует наша собеседница.
Во время генеральной репетиции выясняется, что привлечение участников со стороны - обычное дело для фольклорного ансамбля: персонажей-мужчин часто не хватает, а для народного театра вообще характерно отсутствие четкой границы между актером и зрителями.

За кулисами.JPG
За кулисами

Пока «Веретено» ждет своей очереди для выступления, мы успеваем за кулисами понаблюдать, как репетируют другие коллективы. Вот «родители невесты» из самарской «Вечоры» в последний раз перед выходом на сцену благословляют иконой молодых: те стоят на коленях на вывернутом шерстью вверх шубняке. В свою очередь весь ансамбль казачьей песни «Благовест» из Ставропольского края озабочен нарядом невесты: ее голову украшает настоящая свадебная восковая корона, которую нужно получше укрепить.
Наконец, наступает наша очередь: раздаются свадебные корильные, затем - величальные песни, дружка вперед, а за ним и полдружка. Естественно, как и учили - грудь в красной рубашке колесом…

Капусту заготавливают артелью
Трехдневный фестиваль «Свадьба в Обломовке» не ограничивался выступлениями на сцене. На конкурс приехали мастера по народным костюмам и куклам из Иваново, Северной Осетии, Тверской и Самарской области, Чувашии, Татарстана и Мордовии. Нам удалось пообщаться с Галиной Емельяновой - этнохореографом из Санкт-Петербурга, которая провела три потрясающих (по отзывам участников) мастер-класса по традиционным народным танцам.
- Все мои знания почерпнуты из этнографических экспедиций: за последние 35 лет я поучаствовала в сотне таких поездок. На «Свадьбе в Обломовке» я, в основном, обучала танцам Поволжья. Конечно, полуторачасовой семинар для подобных занятий - это очень мало. Достаточно сказать, что я представила более 10 наименований танцев. Ульяновская публика мне понравилась: очень подготовленные и заинтересованные юноши и девушки, - отмечает питерский этнохореограф.

Мастер-класс Галины Емельяновой.jpg
Мастер-класс Галины Емельяновой

По ее словам, традиционная культура сейчас становится популярной и в крупных городах.
- Я имею в виду не ту культуру, где нужна сцена, колонки и микрофоны. К примеру, в Питере очень устойчив интерес к артельным работам: мы делаем праздник «дожинок» в поле - сами жнем, исполняем традиционные песни. Также мы рубим по осени капусту и заготавливаем ее в больших бочках, красим всей артелью пасхальные яйца - естественно, с соблюдением традиций. Иными словами, мы приближаемся к фольклору и в мировоззренческом плане, а не только в вокальном, хореографическом и сценическом.

Итоги фестиваля
Формальные результаты конкурса таковы: первое место завоевал клуб традиционной поморской культуры «Сугревушка» из Архангельска, лауреатом второй степени стал самарский фольклорный ансамбль «Вечора». Третье место досталось ансамблю казачьей песни «Благовест» из города Георгиевск Ставропольского края.
- Фестиваль 2016 года отличается от предыдущих двумя особенностями: во-первых, творческие коллективы представляли именно русскую свадебную традицию. Напомню, что, например, в прошлом году национальных ограничений не было. Во-вторых, приоритет отдавался молодежным ансамблям: более половины приехавших конкурсантов - это парни и девушки, - поясняет член жюри «Свадьбы в Обломовке», фольклорист, кандидат филологических наук Михаил Матлин.
Как отмечает ученый, все три коллектива-победителя продемонстрировали не только вокальное и сценическое мастерство - прежде всего, сердце компетентного жюри покорила естественность «проживания» обряда на сцене.
- К примеру, у «Сугревушки» и «Благовеста» подлинные костюмы сочетались с настоящей диалектной речью. В их выступлениях гармонично соединяются этнографизм, драматизм и вокальное мастерство, - комментирует фольклорист.
Евгений Нувитов